Из Амурского краеведческого музея исчезли работы Сурикова

Родственники заявили, что из амурского музея исчезли работы Сурикова — знаменитого художника, чьи картины представлены в Третьяковской галерее. При подготовке юбилейной выставки не удалось обнаружить часть картин. История оказалась крайне запутанной: здесь и подделка подписей жены художника в актах приёма-передачи работ в музей, и отказ в возбуждении уголовного дела из-за неустановленности факта хищения. Точная стоимость картин на сегодняшний день неизвестна, но, по предварительным данным, их оценивают в 1,5 миллиона рублей. Когда именно пропали работы — тоже неясно. Возможно, это случилось ещё в девяностых годах прошлого века.

«Зерно» конфликта

8 марта 2010 года праздновался юбилей амурского художника — 70 лет со дня рождения Виктора Сурикова. Повод вспомнить добрым словом автора картин, посетить его выставку и вновь напомнить властям и горожанам о сохранении культурного наследия Амурской области.
История своими корнями уходит в восьмидесятые годы двадцатого века. При жизни знаменитый амурский художник написал более 600 работ. Часть из них была продана в частные руки, в музеи страны, в том числе и в Третьяковскую галерею, вывезена за границу. А часть картин, в 1986 году, после смерти мастера, семья передала на хранение в Амурский областной краеведческий музей.
Работники музея обещали позаботиться о народном достоянии: правильно хранить картины, облачить их в новые рамы. «Но даже эта работа за двадцать с лишним лет не была проведена, — сетует старшая дочь художника Елена, — очень много картин на бумаге, которые хранились в папках. Так вот, их надо было оформить в паспарту, т.е. заложить в рамку под стекло. Мы настаивали на том, что картины должны быть приведены в соответствующий вид. Настаивали на проведении выставок. И по нашим многочисленным просьбам их редко, но проводили. Экспонировали только часть картин».
Глобальный конфликт начал назревать ещё пять лет назад. Перед очередным юбилеем, в 2005 году, семья взяла инициативу в свои руки и занялась подготовкой большой выставки, на которой можно было бы представить практически все работы художника. Решено было собрать картины из семейного архива и из музея. «И вот тут-то выяснилось, что в музее многих картин нет. Нет даже тех, которые экспонировались на предыдущих выставках», — говорит Елена.
Музейные работники были в замешательстве. Согласно докладной записке от Бондаренко М.Ю. — зав сектором учёта, — в фондах музея находилось всего 95 предметов Сурикова Виктора. Это 84 картины, 10 документов и одно фото.

К пропаже причастны музейщики?

Это вопрос, на который до сих пор не могут найти ответ. История оказалась крайне запутанной: согласно документам, работники музея утверждают, что всего на хранение поступили 84 картины. В то время как вдова художника настаивает на том, что ею при свидетелях были переданы работы в количестве 202 картин.
«Через прокуратуру мы добились, чтобы нас допустили к документам музея. Мы нашли опись картин, эти документы есть и в музее, и у нас. Даже если картины из музея не пропадали, они могли быть затеряны в фондах. Но нас не допустили до них. Хотя мы смогли бы быстрее всё найти, ведь папки для компактного хранения мы, в отличие от работников музея, видели и помним, как они выглядят».
Претензии родственников не голословны, ситуация с потерей работ в хранилищах музея имеет место быть, этого не отрицают даже сотрудники музея. На допросе следователя работник музея Верещагина пояснила, что «в то время в музей передавалось большое количество работ различных художников, и они могли оформляться продолжительное время. Картины оформлялись актами приёма, а небольшие графические рисунки и другие незначительные работы, которые не представляли для музея большой ценности, могли быть не зарегистрированы и положены в хранилище, а если владелец работ за ними не является, то могли так и остаться в хранилищах неучтёнными. Вполне возможно, что специалист, принимавший работы, мог отложить их для последующей регистрации и со временем забыть про них, а позже уволиться из музея. Вполне возможно, что в настоящее время работы находятся в музее как неучтённые» — из постановления в отказе возбуждения уголовного дела.
В этом же документе жирным шрифтом из всего текста выделяется строка: «Комиссией было установлено, что две крепостные пушки, выставленные в экспозиции, не состоят на государственном учёте», т.е. не исключено, что картин, переданных на хранение, действительно может быть больше, чем зарегистрировано актом приёмки. Проверить, находятся ли работы Виктора Сурикова в музее либо были утрачены работниками музея без проведения проверки всех хранилищ и кабинетов музея, не представляется возможным. А разрешение на такую проверку до сих пор не получено.

«Коллекция никому не нужна»

Обращения и в милицию, и в прокуратуру с целью проведения соответствующих проверок результата не дали. Даже громкое дело по утере ценностей в Эрмитаже не повлияло на исход дела по «без вести пропавшим» картинам. На «пике» того шума власти просто обязаны были уделить должное внимание данной ситуации, но этого не случилось.
Факт исчезновения картин из музейных фондов сейчас не подтверждён. Мы связались с директором Амурского областного краеведческого музея с просьбой прокомментировать ситуацию с пропажей картин и состоянием хранилищ. Нам заявили, что «музей благополучно и регулярно проводит ревизию фондов без каких-либо нарушений. И с картинами всё в порядке. Тогда потеряли вовсе не картины, а документы на них. Все экспонаты на месте, и сейчас проходит выставка, приуроченная к 70-летию со дня рождения художника». Правда, представлено всего 50 работ из тех, что находятся на хранении в краеведческом музее. Сотрудники такое «необилие» объясняют недостатком места для больших экспозиций.
Никто из чиновников, «отвечающих за культуру», так и не удосужился вмешаться в этот конфликт, «встать над схваткой». «Культурные» чиновники, например, только ознакомились с актами сверки произведений В.Б. Сурикова, находящихся в музее, и по результатам собственной выборочной сверки подтвердили, что зарегистрированные на бумаге картины в музее есть. Все посочувствовали, но «влезать» в эту историю никто не захотел.
Где находятся картины, написанные автором, до сих пор не ясно. Между тем для коллекционеров они представляют большую ценность. «Суриков писал на редкие темы – промышленные сюжеты, — говорит заведующая экспозиционно-выставочного отдела Елена Каваленко, – многие предприятия, изображённые на полотнах, уже разрушены. Например, в здании домостроительного комбината сейчас находится торговая ярмарка «АСЯ». Во время презентации последней выставки нашлись желающие купить картины. Но мы их не можем продать — картины находятся на государственном хранении».
«Когда автор умирает, ценность работ возрастает в несколько раз... Историческая ценность полотен объективно доказана. На сегодняшний день самой «молодой» картине уже 25 лет – четверть века. Этим картинам надо не лежать, а выставляться», — уверены художники из Союза молодых художников.

***
Способствовать тому, чтобы наследие знаменитого амурского художника сохранилось и имело постоянную экспозицию, должны работники музея и чиновники. Но где картины сейчас находятся — неизвестно, и надежд на то, что работы знаменитого амурского художника всё-таки отыщутся, немного. Прокуратура Благовещенска уже однажды отказала в возбуждении уголовного дела. Но родственники знаменитого художника не пускают дело на самотек и намерены добиваться допуска в фонды.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости