В мае на Чаяндинском месторождении начнется бурение первых нефтяных скважин

В мае на Чаяндинском месторождении начнется бурение первых нефтяных скважин. Пока же здесь продолжаются геологоразведочные работы, которые позволят оценить запасы месторождения. Параллельно на Чаянде ведется активное обустройство производственной инфраструктуры – строительство 152-километровой автодороги и грузового причала в поселке Пеледуй.

Оценить всю масштабность работ на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении журналистам предложили с высоты птичьего полета - на вертолете Ми-8 мы облетели основные стратегические объекты, после чего остановились на одной из буровых площадок. Всего за день до нашего приезда здесь началось бурение скважины под «кодовым» названием 321-91Г. Ее проектная глубина составляет 1910 метров по вертикальному стволу, по наклонно-направленному - 2337 метров. Подробнее о разработке скважины рассказал заместитель начальника управления по организации геологоразведочных работ по Восточной Сибири ООО «Газпром геологоразведка» Максим ФЕДУНОВ:

- В настоящее время забой данной скважины составляет 31 метр, производятся работы по подготовке к спуску первой обсадной колонны. Данная скважина наклонно-направленная с горизонтальным окончанием: сначала бурится и испытывается вертикальный пилотный ствол, затем с заданным зенитным углом бурится наклонно-направленный, который позволяет вскрыть продуктивный пласт на максимальную мощность.

Чтобы пробурить скважину и провести ее освоение, требуется затратить немало времени. Начинается все с подготовительного этапа, который длится порядка 60-75 суток: вырубка леса, планировка и отсыпка буровой площадки. Параллельно с этим ведется завоз оборудования, затем - его монтаж. На Чаянде используется хорошо зарекомендовавшая себя буровая установка F-200. Сегодня станок по праву считается «ветераном»: начиная с 2009 года, он пробурил здесь уже 7 скважин. Монтаж такой установки занимает еще два месяца.

Непосредственно цикл бурения пилотного вертикального ствола длится 86 суток, после чего проводится испытание, так называемое освоение продуктивных горизонтов - около 60 дней для трех-четырех объектов. На выходе получается спуск эксплуатационной колонны, ее перфорация (прожигание дыр) и исследовательские работы нижнего уровня с получением оттуда углеводорода, в частности, природного газа.

По окончании цикла геологоразведочных работ скважины консервируются, либо ликвидируются, передача в эксплуатационный фонд разведочных скважин не планируется.

Во многом длительность геологоразведочных работ зависит от природных условий, характерных для региона. Край вечной мерзлоты отличается суровым климатом и сложными горно-геологическими условиями: аномально низкими пластовыми давлениями и связанным с этим подбором рецептуры бурового раствора. Несмотря ни на что, работы на Чаянде идут в плановом режиме, и цикл геологоразведки подходит к концу.

- Масштабные работы на месторождении мы ведем с 2011 года, - говорит Максим Федунов. - С этого времени по 2014 год пробурено 33 разведочных скважины, «пройдено» более 68 тысяч метров горных пород. Уже к началу мая

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» планирует осуществить запуск бурения первой эксплуатационной скважины. Она станет одной из многих на Чаянде, которая будет наполнять природным газом «Силу Сибири».

Объекты повышенного внимания

Освоение Чаяндинского месторождения, выбранного базовым для формирования в Якутии мощного центра газодобычи в рамках государственной Восточной газовой программы, было бы невозможным без первоочередных объектов инфраструктуры. Сегодня их строительством продолжает заниматься

ООО «Газпром добыча Ноябрьск» - дочернее общество ОАО «Газпром».

Одним из стратегических объектов станет речной грузовой причал в поселке Пеледуй - это важнейшее звено в логистической цепочке. Сейчас там завершается монтаж первого и второго курса причальной стенки, ведется отсыпка верхней и нижней площадок и погружение свай под эстакады коммуникаций.

Близится к стадии завершения строительство автомобильной дороги с твердым покрытием - новое дорожное полотно протяженностью более 152 километров свяжет уже существующую автодорогу ОАО «Сургутнефтегаз» и место установки подготовки нефти. Это позволит обеспечить бесперебойную работу поставки груза на месторождение, где начнется обустройство нефтяной оторочки.

- На сегодняшний день выполнено 80 процентов работ, требуемых для обеспечения проезда по дороге, - проинформировал начальник Ленского отделения управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов ООО «Газпром добыча Ноябрьск» Александр ВАН. - К июню планируем завершить отсыпку для обеспечения проезда, а в следующем году - положить твердое покрытие: автодорожную плиту. Эта дорога необходима для завоза газопромыслового оборудования и строительства объектов добычи природного газа. Она проходит по 10 водным объектам, один из крупнейших - река Нюя, левый приток Лены. Здесь уже построен временный мост для обеспечения проезда в летний сезон. В дальнейшем на Нюе будет произведен монтаж постоянного моста протяженностью 100 метров, а также созданы еще девять водных переходов через якутские реки вдоль автодороги.

Строительством наземной инфраструктуры «Газпром добыча Ноябрьск» будет заниматься в течение ближайших полутора лет. Причал для приемки грузов тяжеловесного газового оборудования и автодорога будут сданы в эксплуатацию в 2016 году. Второй этап обустройства нефтяной оторочки посвящен установке подготовки нефти и четырем кустовым площадкам, которые будут сданы в 2017 году. Третий этап, также запланированный на 2017 год, - проведение магистрального нефтепровода с приемно-сдаточным пунктом в районе НПС-11 (нефтеперекачивающая станция в 160 километрах от города Ленска). И, наконец, в 2018 году подойдет очередь ввода газодобывающих объектов с запуском газовой инфраструктуры - это установка комплексной подготовки газа и 9 кустов газовых скважин. В этом же году будет завершено строительство участка газопровода от Чаяндинского месторождения до Благовещенска протяженностью около 2200 километров.

Путь к промышленной газодобыче на Чаянде нелегок: доставку необходимых грузов для строительства объектов затрудняет специфическая логистическая схема. Ближайший железнодорожный пункт находится в городе Усть-Кут, в соседней Иркутской области. Проектом предусмотрена доставка грузов туда и далее - их транспортировка водной навигацией в поселок Пеледуй, затем подвоз автотранспортом к месторождению.

Только в 2015 году в Ленск водным транспортом планируется доставить более 500 тысяч тонн грузов: автодорожных плит, труб для обустройства месторождения, ГСМ, необходимых строительных материалов и оборудования для 1-2 этапов запуска объектов.

- Объемы грузов немаленькие, поэтому причал в Пеледуе для нас является стратегическим объектом, и завершить его строительство необходимо до поступления основного оборудования, - отмечает начальник Ленского отделения управления организации ремонта, реконструкции и строительства основных фондов ООО «Газпром добыча Ноябрьск». - Также важно вовремя закончить строительство автодороги, которая соединит все месторождения Чаянды от севера до юга. Персонал мы планируем завозить вертолетным транспортом через Ленск, Мирный или Талакан - три основных якутских «газовых» города.

Как уточнил Александр Ван, в общей сложности на территории месторождения появится порядка 800 скважин разного назначения, из них более 335 - газодобывающих. Согласно официальным данным, проектная производительность газопровода «Сила Сибири» составит 38 миллиардов кубометров газа ежегодно с возможностью увеличения. Благодаря своим огромным запасам газа и мощному потенциалу, Чаяндинское месторождение сыграет одну из ключевых ролей в масштабной газификации регионов Дальнего Востока и организации поставок в Китай.

  Фото автора.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости